Рандом... | Enter the Gungeon

Рандом. Патроны. Смерти. Сейв. Порталы. Лут. Стамина.
Рогалик. «Айзек». Инди. Стрейф. Кооп. Сундук. Обида.
Десант, пилот, культисты,
Медкит, ружье, резисты,
Ступор, апатия, нажатие,
Еще попытка.
Битва, броня, ачивка, друзья,
Чайка, медуза, танк, череп, две пули, прист, стенка, змея!
Раунд!


Не так я должен был рецензировать Enter the Gungeon. Но эй – последние несколько дней игра старательно вытирала мной пол, так что дайте хоть в этой односторонней битве почувствовать себя победителем. Компенсация – это важно!


Перед высадкой в подземелье, вернее, «оружелье», как его называют персонажи игры, вы выбираете одного из пяти доступных героев. По сути, разница между условными «классами» заключается лишь в стартовом наборе оружия, но учитывая, что вся ритмика Enter the Gungeon выстроена на скорости и характеристиках взаимодействия со всем, что наносит урон, эта разница становится ключевой.

Вот преступница урабатывает врагов револьвером, обрезом и коктейлями Молотова. У пилота первичный арсенал сокращен до одного лишь бластера (урона от него считай никакого), зато при себе у персонажа имеются отмычки, без которых часто не отпереть сундук с чем-нибудь мощным внутри. У морпеха также открыт только пистолет, зато он может вызывать ящик с боеприпасами. Охотница орудует пистолетом и однозарядным арбалетом; в зачистке залов ей помогает собака, указывающая на сокровища. Культист доступен исключительно в кооперативном режиме. Игроков он порадует дротиками и печенькой дружбы (позволяет воскрешать погибшего товарища, который без печеньки будет просто преследовать вас серой тенью).

После выбора героя вы отправляетесь в само «оружелье» – страдать и имитировать синдром Туретта. Уровни тут генерируются случайным образом, поэтому запомнить карту и расположение врагов просто невозможно. Умерли – получили совсем другую локацию, в которой вас могут в первых же комнатах задавить противниками.


Бои в Enter the Gungeon выглядят примерно так. Вас поливает огнем сразу с полдесятка неприятелей, чьи выстрелы покрывают все пространство экрана. Вы в этот момент кувырками уворачиваетесь от пуль (кувырок дает временную неуязвимость), опрокидываете столы, сооружая импровизированные укрытия, перепрыгиваете через ловушки и бесконечно кружитесь по комнате, избегая смертоносных пуль и ругаясь на несвоевременную перезарядку. Мозг закипает от сосредоточенности и обилия информации, пальцы на рефлексах координируют миллион необходимых для выживания действий.

И повезет еще, если для перекатов и уклонистского вальса найдется место, часто Enter the Gungeon закидывает вас в крохотные залы, где и развернуться-то толком не выйдет. К тому же, здоровьем герои игры похвастать не могут, пара выстрелов, и придется начинать сначала – без вырученных с убитых врагов денег и добытого из сундуков оружия. Вот почему найденные дополнительные ячейки жизни и другие полезные бонусы тут все равно что Рождество.

Вот так, комната за комнатой, вы и зачищаете подземелье: обнаруживаете сундуки с предметами и оружием (у отличных от стандартных пушек заканчиваются патроны), бьетесь с бесконечными ордами врагов, освобождаете пленных, которые после возвращаются в «хаб», и умираете, умираете, умираете. Иногда даже не доходя до босса, или, что еще обиднее, прямо у него в логове – потратив 10-15 минут на, как выяснилось, бесцельный забег.


Но Enter the Gungeon куда глубже, чем кажется. Здесь важны не только скиллы, но и грамотный менеджмент, умение вовремя остановиться или наоборот – просчитать свою слабость. Вы можете довольно быстро найти дверь, ведущую к боссу, но идти к нему со стандартным оружием – затея крайне сомнительная. В лучшем случае (и при большой удаче) вы будете минут 15 клевать очередную чайку с пулеметом Гатлинга или медузу, отравляющую воду вокруг себя.


Игроки постоянно встают перед выбором – искать пушки покруче (в этом, собственно, и смысл Enter the Gungeon – стать опаснее, ощетиненнее) или отправиться на схватку с боссом, поставив на кон раздобытую экипировку и свое время. Но чем больше комнат вы исследуете, тем с большим количеством противников сталкиваетесь. А ведь каждый зал – это не только дополнительные деньги, на которые в расположенных в подземелье магазинах можно купить броню или пушки, но и опасность растерять жизни, не дойти с оптимальным здоровьем до босса. Впрочем, почем зря растратить можно и другие ресурсы – те же «пустышки», например, временно нейтрализующие шквал вражеских выстрелов.


Вот почему Enter the Gungeon – это игра про азарт и риски. Как и в Dark Souls, первые часы ты учишься учиться на своих ошибках. Пробуешь, перебираешь, терпишь поражение. И снова – пробуешь, перебираешь, терпишь поражение. Потому что «голым» сунулся к боссу. Потому что зазевался и позволил противникам себя изрешетить. Потому что поддался самоуверенности и не рассчитал сил. Потому что выбрал не своего персонажа.

Причин сотни, и все они как в песне Игоря Николаева – это ты. И первая причина, и вторая, и все остальные, все ты. Кроме тех случаев, когда ради открытия новых пушек приходится «гриндить» особую валюту, которая в мизерных количествах выпадает с боссов. Вот тогда дело не в тебе, а в Dodge Roll и их чувстве баланса.

Я едва ли буду оригинален, если скажу, что преодоление себя – разочаровывающая, подкашивающая, но в то же время безумно награждающая штука, а в случае с Enter the Gungeon еще и невероятно веселая. Пусть в источники вдохновения Dodge Roll можно тыкать пальцем (The Binding of Isaac, Nuclear Throne, Towerfall: Ascension), игра от этого хуже не становится. Enter the Gungeon – это отличная точка входа для тех, кто хочет испытать себя в жанре интерактивного садомазо, с плетками, но без прищепок на соски в виде беспощадной Dark Souls 3. Если соскучились по «Айзеку» и сложностям вообще, обязательно попробуйте, игра того стоит.